Шрифт

Размер: A A A A

Шрифт: Arial | Times New Roman

Межбуквенный интервал: Стандартный | Средний | Большой

Цвета

Яркость: 25% | 50% | 100% | 150%

Контрастность: 25% | 50% | 100% | 150%

Цветовой режим: Чёрно-белый | Нормальный

- Пресс-центр

Новости

14.10.2020

О целях деятельности, задачах, функциях и полномочиях единого государственного заказчика в сфере выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия

Юрий Григорьевич Бобров в своем труде «Определение профессии реставратор» отмечает, что «профессия реставратора складывалась постепенно. Отечественное определение — «художник-реставратор» — отражает давнюю традицию, характерную для всей европейской культуры в прошлом. Реставрацией и починкой живописи всегда занимались сами художники. В России издревле иконописцы «возобновляли» древние иконы и стенописи. Документы сообщают, что прославленные Андрей Рублев и затем Дионисий восстанавливали поврежденные временем чудотворные иконы. В XVIII в. приехавшие в Россию иностранные живописцы Пфанцельт, Иоганн-Фридрих Грот принесли с собой искусство реставрации картин, писанных масляными красками на холстах, что позволило основать в императорском Эрмитаже первую в стране мастерскую реставрации живописи. С тех пор реставраторов в Эрмитаж набирали из учеников Академии художеств. Однако в течение всего XIX в. профессия реставратора была неким производным от профессии художника. В негласной табели о рангах иконописно-реставрационных мастерских, откуда вышли многие реставраторы иконописи старшего поколения, «расчищалы» и «подфурники» занимали низкое место по сравнению с мастером-иконописцем — знатоком древних стилей. Такое понимание профессии сложилось благодаря убеждению, что главная задача реставратора состоит в восстановлении разрушенного произведения искусства в его первоначальном виде. Современная концепция профессии реставратора, признанная международными документами, заметно отличается от традиционных представлений о реставраторе, как кудеснике. Образ мастерового-чудотворца, обладающего тайным знанием, как возродить из пепла утраченные шедевры, как вернуть первозданный вид произведению, ушел в прошлое. На смену пришло новое представление о реставраторе». Лучше и не скажешь. Согласно европейскому кодексу реставраторов-консерваторов фундаментальная функция реставратора состоит в сохранении культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности ради современных и будущих поколений.

С 2002 года сфера сохранения объектов культурного наследия в России регулируется Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которому сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В 2020 году Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона «О повышении эффективности использования капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В законопроекте речь идет о целях деятельности, задачах, функциях и полномочиях единого государственного заказчика (ЕГЗ) в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

Проект федерального закона вызвал активную дискуссию и волнения в реставрационном сообществе:

«У профессионального реставрационного сообщества возникают опасения, что принятие данного закона окажет негативное воздействие на реставрационную отрасль. Основная угроза состоит в сращивании двух принципиально разных видов деятельности – строительства и реставрации», - указывают авторы обращения.

«Важно отметить, что реставрация – не часть строительной деятельности, а самостоятельная научно-технологическая отрасль. В отличие от капитального строительства реставрация нацелена не на освоение капиталовложений, а на сохранение материала и формы памятника как подлинных исторических свидетельств», - отмечается в открытом письме реставраторов.

Что же это такое - работы по сохранению объектов культурного наследия? Это сложный комплекс научно-исследовательских работ, как в части исследований, так и в части реставрационного проектирования. Стык наук - химия, физика, биология, культурология, архитектура, история, археология, в принципе ставшая колыбелью реставрации и другие. Огромная область знаний, которая гласит о том, что реставрационные операции, в отличие от строительно-ремонтных должны разрабатываться с учетом качественных характеристик памятника архитектуры. Весь реставрационный процесс в его технических аспектах, включая причины и характер разрушений, средства и способы их устранения, есть постоянный предмет изучения. Комплексное решение проблемы реставрации, начиная с устранения причин разрушения памятника (грунтовые воды, перепады температуры, влияние солнечных лучей и т. д.), заканчивая созданием микроклимат а и благоприятных условий для дальнейшего хранения произведений искусства и эксплуатации памятника. Физико-химическое исследование материалов памятника. Все это крайне важно, так как основным критерием ценности памятника является документальная значимость для науки, для нации. Это труд архитекторов, инженеров, ученых, химиков, технологов, художников, ландшафтных архитекторов.

Объекты культурного наследия являются «культурной ценностью», они составляют материальное и культурное наследие общества и передаются последующим поколениям, поэтому опасения реставраторов вполне понятны. Но внимательное изучение проекта федерального закона о Едином государственном заказчике показывает, что статьей 4 «Функции, полномочия и деятельность Единого государственного заказчика» предусмотрено выполнение научно-исследовательских работ и методическое обеспечение в связи с реализацией мероприятий по сохранению объектов культурного наследия.

Следует отметить, что в структуре Минстроя России осуществляют свою деятельность Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская академия архитектуры и строительных наук, Центр сохранения объектов культурного наследия ФАУ «РосКапСтрой».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что совместная деятельность специалистов Минстроя России в части выполнения работ по сохранению ОКН и Минкультуры России в части государственной охраны ОКН, как новая система сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия позволит передать последующим поколениям памятники архитектуры, обладающие художественной, исторической, документальной, эстетической, научной, духовной ценностью, являющиеся «документами» своей эпохи.