Шрифт

Размер: A A A A

Шрифт: Arial | Times New Roman

Межбуквенный интервал: Стандартный | Средний | Большой

Цвета

Яркость: 25% | 50% | 100% | 150%

Контрастность: 25% | 50% | 100% | 150%

Цветовой режим: Чёрно-белый | Нормальный

- Пресс-центр

Новости

14.07.2020

Основные принципы разработки современной научно-проектной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия

В последние десятилетия в нашей стране обновилась законодательная база, позволяющая уточнить принципы разработки современной научно-проектной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия на основе консервативного подхода к реставрации.
Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации гласит:
«Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ….»
Научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы, а также научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением производственных работ – предмет курса, который реализовывается Центром сохранения объектов культурного наследия ФАУ «РосКапСтрой».
Куликов Сергей Борисович, научный руководитель Центра, Главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), председатель Технического комитета 082 «Культурное наследие», в статье «К проблеме системного подхода к реставрации ОКН» делает важное замечание: «Безусловно, при определении судьбы памятника можно пригласить всех необходимых специалистов, которые способны раскрыть каждый со своей стороны исследуемый объект. Но при таком подходе невозможно, не имея интегрирующей силы, выстроить верный методический подход. Такой силой обычно выступает архитектор. который выявляет проблемы, формулирует стратегию и тактику решения, собирает и переосмысливает выводы исследований, готовит проектные решения и их обоснование. Архитектор должен понимать общую задачу, философский и методический контекст всей работы». Итальянские мастера школы реставрации вторят ему. Например: Никола Берлукки в своей статье «Реставрация и повторное использование старинных зданий» пишет: «Архитектор и руководитель проекта своего рода дирижеры, которые в состоянии привлечь и общаться с разными специализированными профессионалами, такими как эксперты по диагностике и обследованию, реставратор, инженер строитель, специалисты по инженерным системам, искусствоведы, специалисты по безопасности, и последнее но не менее значимое, «дирижеры»- должны быть в состоянии взаимодействовать с органами охраны объектов культурного наследия. Все специалисты, координируются фигурой, которая имеет междисциплинарный опыт и которая в состоянии понять потребности каждого специалиста в отдельности».
Направляющие принципы разработки научно-проектной документации, основанные на критико-консервативном подходе к реставрации, должны быть следующие:
1. Не навреди. Максимально сохрани подлинное. Сохранение подлинности, выявление ее в вечном дуализме исторической и художественной ценности проблематика, но и основной принцип работы в сфере сохранения ОКН;
2. Минимальное воздействие-исключение всех необязательных работ для увековечивания культурных ценностей;
3. Предметная обратимость - действовать добавлением, предпочтительнее, чем действовать удалением;
4. Механическая и физико-химическая совместимость с оригиналом;
5. Долговечность - в значительной степени одинакова для древних и современных деталей;
6. Кажущаяся ветхость. Памятники архитектуры сохраняют устойчивость даже при ужасающих на первый взгляд дефектах: противоречия законам статики здесь только кажущиеся;
7. Познать - значит сохранять. Исследование ОКН - основа сохранения;
8. Объект культурного наследия - главный советник при работе с ним.
9. Автор ОКН уже есть, архитектор-создатель, а мы лишь «хранители», которые отвечают за передачу из поколения в поколение, того что к нам пришло из прошлого.
10. Нет разделения на объекты культурного наследия первого и второго сорта, одинаковое внимание всем свидетельствам прошлого.
11. При разработке научно-проектной документации нужно обязательно учитывать причинно-следственную связь процессов взаимодействия объекта культурного наследия со средой.
12. Определять перечень реставрационных мероприятий при разработке научно-проектной документации, необходимо не только на основе картирования и историко-библиографических исследований, но и с обязательным учетом относительной сохранности материалов, функциональных видов поверхностей, а также типов и структур деградаций материалов, с подробным описанием работ и форм произошедших изменений. Такой подход позволяет не вносить изменений на этапе реализации.
Следует отметить, что эти принципы выполняются при соблюдении следующих нормативных документов:
1. ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», утвержден приказом Росстандарта № 593-ст от 28.08.2013 г.
2. ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», утвержден приказом Росстандарта № 665-ст от 28.08.2015 г.
Каждый проект требует исторических исследований, тщательных визитов на место нахождения постройки, визуально-инструментального анализа, тщательных геометрических и фотографических исследований, стратиграфических, и иногда рентгенографических исследований, исследования ухудшений состояния материалов в частности и памятника в целом, знаний химии и физики. Все эти шаги – стандарт любого успешного проекта, знания о здании первый этап проекта. Проект реставрации создается не в студии или мастерской, он создается на месте путем изучения и глубокого понимания здания. При разработке научно-проектной документации определять перечень реставрационных мероприятий нужно И всегда нужно помнить: недопустимы бездумные переделки или легкомысленные сносы, только максимальная сохранность без каких либо исключений. Объект культурного наследия - это исторический документ, свидетель истории.
Отметим, что положения Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест, знакомой каждому реставратору, также закрепляет указанные принципы разработки современной научно-проектной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия.